Этика науки и социальная ответственность ученого. Концепция этоса Р.Мертона.

Эта тема связана с вопросом Проблема этики науки. Универсальная этика и научная этика.

Список вопросов на которые надо было ответить в докладе:

Неизвестен

Рекомендованная литература для подготовки

  • Статьи Мертона
  • Книга Купцова

Доклад

Концепция этоса науки Роберта Мертона

Мертон (американский социолог, 1910-2004) в статье "Нормативная структура науки" выделяет четыре императива:

* универсализм. истинность знания должна оцениваться вне зависимости от личности ученого - пола, возраста, национальности, вероисповедания, положения в научной иерархии, etc.
* коллективизм. Научные открытия суть продукт социального сотрудничества и принадлежат научному сообществу в целом. У первооткрывателя нет каких-либо особых привилегий по использованию своего открытия, однако он получает уважение и признание как автор открытия.
* бескорыстность. Постижение истины - вот единственный интерес и цель в работе ученого. Ученый не должен использовать исследования как способ достижения финансового успеха и быстрого приобретения престижа.
* организованный скептицизм. Ученый должен подвергать всесторонней критической проверке любое знание - как свои открытия, так и чужие. Необходимо выступить с критикой работы, если обнаружена ее ошибочность. "Ученый - это человек, который питает придирчивый интерес к делам своего соседа" - Сторер.

Этот подход - чисто теоретический. В дальнейшем, после проведения социологических исследований, выяснилось, что поведение членов научного сообщества амбивалетно (находится в состоянии выбора между полярными императивами):

* Как можно быстрее передать свои результаты в научное сообщество <-> не нужно торопиться с публикациями незрелых работ
* Защищать новые идеи <-> не поддерживать опрометчивые заключения
* быть тщательным в формулировках и деталях <-> не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию
* воспитывать новое поколение ученых <-> не отдавать преподаванию много времени и сил

ссылки

* Р. Мертон "Нормативная структура науки", 1942
* Р. Мертон "Амбивалентность ученого", 1965

Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License